Положение о литературном семинаре «Малеевка-Интерпресскон»

Общие положения

Малеевка-Интерпресскон – ежегодный выездной семинар писателей-фантастов (и не только фантастов).

Что вас ждет на семинаре

  1. Серьезные материалы от основ до тонкостей мастерства – в легкой доступной форме (под шашлычок без коньячка).
  2. Известные писатели, имеющие многолетний опыт преподавания литературного мастерства.
  3. Индивидуальный подход, направленный на ваше творческое развитие.
  4. Долгая и трудная, но увлекательная совместная работа.
  5. Возможность безнаказанно учиться на чужих ошибках.
  6. Круглосуточное общение с коллегами и единомышленниками в теплой непринужденной обстановке.
  7. Дружеские советы по общению с издателями от опытных, хорошо продающихся товарищей.
  8. Определение своей целевой аудитории, рекомендации по позиционированию и продвижению электронных книг на крупнейших литпорталах.
  9. Шанс разрешить главное противоречие между тем, как хорошо писать и как хорошо продаваться.

Что вас не ждет семинаре

  1. Мы не сделаем из вас ни топового автора, ни крутого маркетолога, но вы станете писать лучше.
  2. Мы не научим вас гнать «проду для народа» и писать «бестселлер за две недели».
  3. У нас на семинаре вы не встретитесь с конкурентами – только с друзьями и коллегами.

Что вас ждет перед семинаром?

  1. Долгая и трудная работа по прочтению и анализу текстов других участников.
  2. Подготовка собственного произведения к разбору другими участниками.
  3. Чтение рекомендованных книг и статей.
  4. Долгая и трудная дорога на семинар (возможно, на собаках).

Что дает семинар

  1. Желание писать и работать над написанным на год вперед. Вдохновение.
  2. Новых друзей, готовых делиться опытом, знаниями, помогать советом и поддерживать ваши литературные начинания. Большинство побывавших на Малеевке тесно общаются друг с другом круглый год.
  3. Рекомендацию к бумажной публикации от ведущих семинара (для лучших произведений, разобранных на семинаре).

 

Малеевка-ИПК – трезвое мероприятие, на семинаре не принято много пить (хотя это и не запрещается), к этому не располагает напряженный график работы. Однако в программу включен заключительный банкет, а в день приезда традиционно мы отмечаем встречу и знакомство с новыми участниками.

 

Малеевка-ИПК – некоммерческое мероприятие. И организаторы, и ведущие не ставят перед собой цель заработать на участниках семинара. Стоимость участия в семинаре включает в себя проживание и питание самих участников, питание, проживание и дорогу ведущих, символическую плату ведущим за разбор произведений, незначительные орграсходы и заключительный банкет.

Как появилась Малеевка-ИПК

В 1982 году в подмосковном Доме творчества «Малеевка» прошел первый Всесоюзный семинар молодых писателей, работающих в жанрах фантастики и приключений. По месту проведения семинара направление в советской научно-фантастической литературе 80-х годов стало называться малеевским, хотя впоследствии аналогичные семинары проводились совершенно в других местах.

В 2012 году Александром Олексенко совместно с Александром Сидоровичем и другими организаторами конвента Интрепресскон было решено возродить традиции легендарной Малеевки и организовать аналогичный семинар под патронажем Интерпресскона. И главное в традиции – искреннее и высокопрофессиональное общение между писателями.

В 2023 году умерла Светлана Тулина, которая была организатором семинара с 2018 года. Участниками было решено присвоить семинару ее имя. 

Организация работы семинара

Все участники, приславшие тексты на разбор, делятся на равные группы, внутри которых проводится обсуждение присланных текстов. Если текстов прислано более 8, формируется две группы, если более 14 — три группы (не путать с мастерскими!). 

 

В 2025 году на семинаре будет работать четыре мастерских: 

 

  1. Мастерская  Дмитрия Вересова и Марии Семеновой . 
  2. Мастерская  Ольги Голотвиной
  3. Мастерская  Жозе Дале .
  4. Мастерская Валерия Пылаева и Татьяны Богатыревой

По мастерским тексты участников распределяют организаторы, при этом они учитывают не только пожелания участников, указанные в заявке, но и загрузку мастерской ранее поданными текстами, качеством, поджанром и темой текста. 

По Программе семинара группа идет в ту мастерскую, за которой закреплен обсуждаемый текст. Таким образом, все участники обязательно побывают на разборах в каждой мастерской. Чтобы понять, как это происходит, см. программу семинара

Требования к текстам

1. Язык семинара — русский.

 

2. К рассмотрению принимаются сюжетно законченные произведения  и части фантастических произведений, написанные в любом фантастическом поджанре, стиле, направлении, соответствующие приведенным требованиям.

На разбор в мастерскую Дмитрия Вересова и Марии Семеновой также принимаются сценарии фантастических фильмов и (new!) концепты сценариев или крупных литературных произведений (требования к концептам см. ниже).

Предпочтительны тексты, ранее не публиковавшиеся коммерческими тиражами. 

 

3. Объем текстов от 1.5 до 15 авторских листов, возможна подборка рассказов (не более трех). Если Ваш текст превышает указанные объемы или сюжетно незакончен, принять его на семинар можно по личной договоренности с мастерами.

4. На разбор в мастерскую Валерия Пылаева и Татьяны Богатыревой принимаются произведения жанровой сетевой литературы. Электронная публикация не имеет значения.

 

5. К произведениям, объемом свыше 2 а.л. (80 тыс. знаков) рекомендуется приложить т.н. событийный план (развернутое описание сюжета, см. ниже), необходимый другим участникам и ведущим для углубленного разбора произведения. Чем более качественным и подробным будет событийный план, тем более качественным и подробным будет разбор вашего текста. Событийный план разрешается заменить синопсисом произведения. 

 

6. Тексты следует присылать в формате MS Word 2003 (*.doc), Rich Text (*.rtf) или в текстовом формате (*.txt). Убедительная просьба не присылать формата *.docx!

Порядок и сроки подачи заявок

1. Заявки и тексты принимаются здесь: 

 

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

 

Если с формой заявки что-то не получилось, можно отправить ее на адрес maleevka@interpresscon.ru или в ЛС ВК-сообщества «Малеевка-Интерпресскон». В письме-заявке нужно указать:
 
ФИО автора;
название произведения (произведений);
объем произведения, а.л. и/или тыс. знаков с пробелами;
контактный электронный адрес, если он не совпадает с тем, с которого пришло письмо;
желательная мастерская;
вариант проживания и питания (см. ниже). 

 

 

Например:
Иванов Иван Иванович.
«Небо выше звезд».
456 тыс. знаков (или 11.4 а.л.)
adress@adress.ru
Мастерская Ж. Дале
Комната № П15-21, одно место.

 

 

2. К заявке желательно приложить мини-интервью с автором, скачав и заполнив шаблон:  Интервью_с_автором.doc. Это интервью будет разослано мастерам, участникам и вольнослушателям семинара.

 

3. Если ваше произведение еще не готово, но вы твердо решили приехать с ним на семинар, разрешается подать заявку без текста, а текст прислать немного позже. Чем раньше вы пришлете заявку, тем лучше будет организован семинар!  

Внимание! Если вы отправляете заявку без текста, в ней обязательно надо указать название и приблизительный объем произведения! Это необходимо для своевременного формирования групп. 

 

4. Срок подачи заявок на семинар «Малеевка-Интерпресскон» заканчивается 15 ноября 2024 года. Последний срок подачи на семинар произведений — 31 декабря 2024 года, однако чем раньше вы пришлете текст, тем более внимательно он будет прочтен другими участниками. 

 

5. Если произведение, присланное до 31 декабря включительно, отклоняется по техническим причинам (ввиду превышения объема, отсутствия контактного адреса и т.п.), координатор уведомляет автора об отказе с объяснением причин. Автору дается два дня на устранение технических несообразностей.

 

6. Авторы, чьи произведения успешно пройдут отбор на семинар, будут извещены об этом по мере формирования групп.

 

7. В виду большого количества отказов от участия в семинаре незадолго до его начала, разбор произведений начинается только после внесения потенциальным участником предоплаты (в размере не менее 3000 рублей). Предоплата не возвращается в случае отказа от участия в семинаре, а передается мастерам, которые разобрали произведение отказавшегося участника.

 

8. Списки участников семинара «Малеевка-Интерпресскон» будут публиковаться в группе ВКонтакте и на этом сайте по мере формирования групп. Окончательные списки будут объявлены не позднее 5 января 2025 года.

Участие в семинаре вольнослушателем

Если у вас нет подходящих произведений или вы не готовы их обсуждать, вы можете принять участие как вольнослушатель, без предоставления текстов. Для вольнослушателей желательно ознакомление с текстами, на разборе которых он хочет присутствовать.

Срок подачи заявок от вольнослушателей — до 20 января 2025 года, однако лучше подать заявку раньше, пока не заняты все места. 

Прочие требования и организационные положения

Если количество авторов, подавших заявки в ту или иную мастерскую, превысит количество вакантных мест, или мастер сочтет, что Ваше произведение больше подходит другому ведущему, организаторы передадут текст в другую мастерскую. Помните: никто из наших мастеров вас не разочарует! 

 

В традициях Малеевки, участникам в обязательном порядке нужно прочесть произведения всех авторов своей группы  и провести их анализ. Для этого можно (рекомендуется новичкам) воспользоваться шаблоном (скачать и заполнить): План_разбора.doc. На основании проведенного анализа участник готовит свое выступление по данному произведению на семинаре. Заполненный шаблон можно отправить на адрес maleevka@interpresscon.ru или в ЛС ВК-сообщества «Малеевка-Интерпресскон», после разбора файл будет передан автору произведения. 

 

Рекомендуем провести по данному шаблону анализ своего произведения. Анализ собственного произведения по желанию участника может быть представлен ведущему до разбора и/или группе после разбора на семинаре. 

 

Вольнослушатели читают и проводят анализ произведений по желанию.

 

Тексты будут выкладываться на странице Группы и Тексты по мере поступления предоплаты от участников. Чтение и анализ произведений других авторов из группы можно начинать до утверждения окончательных списков участников в случае, если организаторы уверены в том, что эти произведения точно будут разбираться на семинаре (однако, как показывает опыт, мы не застрахованы от отказов в последний момент).

Сроки, место, стоимость участия

Сроки проведения: с 1 по 8 февраля 2025 года (8 дней, считая дни заезда и отъезда, 7 суток, с субботы по субботу). Первый день включает ужин, последний – завтрак и обед.

Коттеджи у бассейна

Место: базы отдыха «Михайловская» и «Плотвичкина заводь» (Приозерский район, пос. Кротово, ж/д станция Мюллюпельто) примерно 120 км от Санкт-Петербурга.

Очень красивое и уютное место, коттеджи самых разных размеров расположены близко друг к другу, окна выходят на озеро Вуокса. 

 

 

 

 

 

Виды на озеро

 

Двухместный номер

Проживание: в двухместных и трехместных номерах, в коттеджах-студиях, с удобствами, трехразовое питание. За дополнительную плату можно заказать номер (или даже коттедж) на одного, выбрать коттедж с более высоким уровнем комфорта, отдельный коттедж на семью или компанию друзей. Или сэкономить, выбрав коттедж проще и дешевле. 

 

Двухместный номер
Коттедж-студия
Уютные кухни-гостиные
Коттедж-студия
Большие светлые гостиные
Наша общая гостиная

В этой огромной гостиной (в штабном коттедже № 3 базы «Михайловская») будут проходить все наши общие мероприятия: лекции, мастер-классы, литературные (и не только) игры, вечерние посиделки за чаем. Здесь же будет работать мастерская Семеновой-Вересова. 

 

Зимний бассейн

На базе «Плотвичкина заводь» есть зимний бассейн (температура воды зимой — 32 градуса), на базе «Михайловская» — купель на открытом воздухе с видом на озеро. На обеих базах есть биллиард, бани, горки, в аренду дают ватрушки, финские сани, лыжи, коньки, снегоходы — жаль, нам некогда будет этим воспользоваться. У каждого коттеджа есть мангальная зона. 

 

 

 

 

 

 

 

Кафе-столовая

Завтракать, обедать и ужинать мы будем в кафе базы «Михайловская», в 10 метрах от штабного коттеджа. Кафе просторное, в нем огромные окна с чудесным видом на озеро. Однако можно посещать кафе и на базе «Плотвичкина заводь». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбрать номер для проживания нужно до или после подачи заявки, но как можно раньше — иначе все хорошие номера разберут. 

 

Выбор номера для проживания

 

Стоимость

Цена для базового варианта размещения (двухместный номер, трехразовое питание, трансфер туда-обратно до станции Мюллюпельто)

 

25 000 руб.

 

В этом году у нас очень много вариантов проживания по разной цене с разным уровнем комфорта. Каждому участнику нужно выбрать свой, от выбора будет зависеть окончательная цена участия (она указана для каждой комнаты каждого коттеджа). Самая низкая цена — 23000 руб. , но количество номеров по такой цене очень ограничено. Мест по 24500 и 25000 руб. должно хватить на всех желающих. Для любителей уединения и комфорта мы рекомендуем коттеджи-студии по 28000 руб. Запомните номер комнаты, которую вы выбрали, и укажите ее в заявке — или, если заявку вы уже отправили, напишите номер комнаты в ЛС сообщества «Малевка-ИПК». 

 

Выбор номера для проживания

 

Внимание! И вольнослушателям, и участникам предоставляется скидка в 1000 рублей в случае перевода денег до 1 января 2025 года.

 

Для тех, кто хочет сэкономить, возможен вариант проживания на базе без питания (не рекомендуется участникам). Стоимость уменьшается на 7000 рублей. 

Участники и слушатели, не оплатившие питание, могут готовить себе еду на кухнях коттеджей, но для проживающих в больших коттеджах в пределах времени, отводимого на завтрак, обед и ужин (по часу) или вечером, не мешая остальным участникам и проведению мероприятий семинара. 

Для тех, кто едет к нам с семьей, мы поможем выбрать самый подходящий коттедж — пишите в ЛС сообщества «Малевка-ИПК». 

 

Ведущие семинара «Малеевка-Интерпресскон 2025»

Дмитрий Вересов

Д.А. Вересов
Д.А. Вересов

Дмитрий Александрович Вересов — писатель, переводчик, сценарист, человек разнообразных литературных дарований. Родился в 1953 году, закончил ЛГУ, преподавал в Санкт-Петербургском государственном университете. Кандидат филологических наук. Переводил произведения Эдгара По, Дэшила Хэммета, Гарри Тертлдава, Эллери Куина и других англо-американских писателей. Широкому читателю известен прежде всего благодаря семейной саге «Черный ворон», которая легла в основу одноименного телесериала.
Со времени своего дебюта Дмитрий Вересов написал множество произведений, среди которых трилогия «Семейный альбом», роман о Ф. М. Достоевском «Третья тетрадь», мистические романы «Ленинградская сага» и «Возвращение в Москву». Участвовал в создании сценариев телесериала «Черный ворон», полнометражных фильмов «К вам пришел ангел» и «Второе восстание Спартака». С 2011 года ведет творческую мастерскую в рамках курсов «Литератор», созданных Союзом писателей Санкт-Петербурга, Центром современной литературы и книги и Государственным институтом повышения квалификации. Пять лет возглавляет семинар им. Братьев Стругацких в Союзе писателей Санкт-Петербурга.

 

Ольга Голотвина

 

Ольга Владимировна Голотвина закончила Московский полиграфический институт (ныне Московский университет печати) по специальности «редактор». Автор многочисленных книг в жанре приключенческой фентези и фентези-детектива, а также интерактивных книг-игр в серии «Книга-игра. Путь героя».
Ее романы «Представление для богов», «Привычное проклятье» и «Крылья распахнуть!» были номинированы на звание лучшего романа года соответственно в 2002, 2009 и 2017 годах по версии «Мира фантастики».
Ольга Голотвина – человек активный и любознательный, за свою жизнь перепробовала много разных профессий и увлечений, в последние годы полностью посвятила себя литературной деятельности. Проживает в Подмосковье и по мере сил пытается воспитывать двух кошек.
Википедия об Ольге Голотвиной

Валерий Пылаев

Валерий Пылаев
Валерий Пылаев
  • Валерий Пылаев родился в Ленинграде в 1987 году. Закончил химический факультет СПбГУ. В 2015 и 2018 году выпускал книги в межавторских проектах: «Вселенная метро 2033» и «Дозоры», а с 2019 года решил попробовать свои силы в сетевой фантастике.

    Цикл книг «Видящий» в жаре ЛитРПГ сделал из Валерия коммерческого автора, а популярная серия «Горчаков» вышла не только в сети, но и также целиком на бумаге и неоднократно была номинирована на премии «РосКон» и «Пересвет».

    Валерий проживает в Санкт-Петербурге, однако немалую часть летних месяцев посвящает путешествиям на мотоцикле.

    Валерий — один из самых успешных авторов, продающих книги на author.today, однако он считает, что можно писать хорошо и при этом  хорошо продаваться. Исходя из этого принципа и будут проходить разборы в его мастерской. 

     

    Валерий Пылаев на author.today

Татьяна Богатырёва

Татьяна Богатырёва

Татьяна Богатырёва пришла в литературу из мира музыки. Закончила Академию хорового искусства имени Свешникова, выступала вместе с Растроповичем, Светлановым, Дударовой, Плесневым.

В 35 лет написала свой первый роман “Дети грозы”. Сейчас на ее счету 23 романа, которые издавались в издательствах ЭКСМО и АСТ. 

Татьяна занимается критикой и редактурой, она была литредактором для Веры Богдановой (шорт-лист “Большой книги”), Ирины Котовой, Даны Арнаутовой, Валерия Пылаева.

Работает в жанрах фэнтези, юмористическое фэнтези, ромфант, космическая фантастика. Входила в состав топ-авторов сайтов Литнет и Литгород. 

 

Татьяне нравится формат семинаров. По ее мнению, совместный разбор произведений дает и новый взгляд, и новое понимание литературных приемов, и срез реальных, обоснованных мнений очень разных по своим вкусам и взглядам людей. Не говоря уже о том, что опыт и знания мастеров при личном общении воспринимаются куда полнее и глубже, да и само общение с интересными и талантливыми людьми просто бесценно.

Жозе Дале 

Жозе Дале — прозаик, поэт, публицист, сценарист, блогер, автор песен для детей. Сценарный редактор киностудии Ева, преподаватель и редактор на курсах Кати Матюшкиной, бренд менеджер администрации Главы города Красноярска.
Под почти бразильским псевдонимом скрывается первоклассный автор. И латиноамериканские ассоциации здесь отнюдь не лишние — Жозе, на свой, русско-сибирский лад, перерабатывает и продолжает традиции «магического реализма» от Маркеса, Кортасара, Льосы до Лауры Эскивель. В ее до мельчайших деталей достоверном мире «русс-реал» с его тяжким мрачком вкрапления «нездешнего» смотрятся и воспринимаются абсолютно органично — веришь безоговорочно. 
Жозе — эксперт по разбору литературных произведений: структуры, арок персонажей, психологической мотивации героев. И по разбору мотивации читателя: будет ли это произведение интересно целевой аудитории?
В свободное время она любит разговаривать с кошками и часто записывает услышанное — с присущими ей талантом, нетривиальным юмором и любовью. 

Мария Семёнова

М. В. Семёнова
М. В. Семёнова

Мария Васильевна Семёнова (род. 1 ноября 1958, Ленинград) — русская писательница, литературный переводчик. Родилась в семье учёных. В 1976 г. после окончания школы решила пойти по стопам отца, доктора технических наук, и поступила в ЛИАП, который и окончила в 1982 г. с дипломом инженера-электрика по специальности «ЭВМ».
Наиболее известна как автор серии книг «Волкодав». Автор многих, в том числе исторических произведений, в частности исторической энциклопедии «Мы — славяне!]. Одна из основателей поджанра фантастической литературы «славянского фэнтези».
Среди многочисленных интересов писателя и история Руси, и восточные единоборства, и конный спорт, и походы под парусом, и собаководство.
В одном из интервью Мария Семёнова немного рассказала о своих литературных предпочтениях: «Мне всегда нравилась история, нравилось читать исторические произведения — чтобы там обязательно были приключения, исторический антураж и желательно, чтобы всё хорошо кончалось».
О жанре «славянское фэнтези»: «Не знаю, понимает ли, но воспринимать фэнтэзи с лешими и домовыми для русского человека определённо приятнее, чем с гоблинами и эльфами западного средневековья. Славянское фэнтэзи только начинается, но уже популярно. Пусть даже у авторов не всегда всё получается. …Появится традиция — неточности станут исчезать. …Но все мы растём, все совершенствуемся. Свой жанр Мария Семёнова определила так: «Жанр моих книг — мечта. Мечта об идеале. Разве может быть скучно мечтать?»
Мария Васильевна – лауреат множества литературных премий: премия «Аэлита», Беляевская премия, премия Роскона, премия «Литературной газеты» «За верность Слову и Отечеству» и другие.

Википедия о Марии Семёновой

Требования к концептам произведения (сценария)

Расширенный концепт произведения (сценария) – это первый шаг к построению подробного поэпизодника. Для чего он нужен? Чтобы выстроить историю, проверить структуру, соответствие актов, расстановку поворотов, усиление динамики, наличие кульминации и пр.
Концепт – это макет (поэпизодник – развернутый и более подробный макет). В нем все в уменьшенном размере. Изучая макет, легче оценить масштаб целого, увидеть общий контур, соотнести его с отдельными частями, при необходимости поменять из местами или что-то добавить-вырезать.
Концепт – это цепочка событий, которые развернутся в книге (фильме). Но событие – это не просто какое-то действие героя, оно обязательно ведет к сюжетному повороту, его следствием становится другое событие.

 

На семинар принимаются концепты произведений объемом от 0.5 до 1,5 авторского листа (20-60 тысяч знаков с пробелами).

 

Концепт должен включать:
время действия произведения;
место действия;
описание мира, в котором разворачивается действие;
кратное описание героев произведения, главных и второстепенных;
другую информацию, необходимую для понимания описанных даже событий;
собственно концепт – цепочка событий и сюжетных поворотов произведения.

 

Обсуждение концептов, кроме анализа структуры будущего произведения, выявления его достоинств и недостатков, включает в себя этап мозгового штурма, во время которого участники семинара предлагают переработку концепта с целью его улучшения.

Рекомендации по составлению событийного плана

Прочитав объемное произведение однажды, довольно трудно ориентироваться в нем с целью анализа – пролистывать большие объемы текста в поисках ключевых моментов, последовательности событий, имен персонажей и прочего. Чтобы облегчить другим участникам и ведущим процесс анализа произведения, стоит представить им событийный план, листая который, им будет нетрудно представить текст целиком и освежить в памяти его детали. Чем более качественным и подробным будет событийный план, тем более качественным и подробным будет разбор вашего текста, тем меньше времени на обсуждении будет потрачено напрасно – и тем больше времени пойдет на важную часть разбора.

 

Событийный план может включать:

  1. Автор, название произведения, объем (а.л. и/или тыс. знаков с пробелами).
  2. Жанр и поджанры.
  3. Целевая аудитория, на которую рассчитано произведение.
  4. Основная идея произведения, его духовный посыл.
  5. Время и место действия.
  6. Общее описание мира и/или фантастического допущения (коротко).
  7. Герои произведения (коротко, включая и значимых второстепенных героев). Если в тексте герои имеют несколько имен, их надо указать здесь.
  8. Перечень событий в произведении.

Под событием в данном случае подразумевается изменение внешней ситуации и/или внутренней мотивации героя. Для произведения объемом около 10 а.л. нормальное число событий – 40-50.

Излагать перечень событий следует в соответствии с сюжетом, а не фабулой, с пометкой флешбэков и других указаний на время происходящих событий.

Не нужно описывать события подробно – это план для тех, кто уже прочитал произведение, им достаточно напомнить о том, что произошло. По той же причине не надо стараться сохранить интригу в тайне до самого конца – тот, кто использует событийный план, уже знает, чем произведение закончилось.

 

Пример событийного плана

 

Связанные изображения: