Положение о литературном семинаре «Малеевка-Интерпресскон»

Общие положения

Малеевка-Интерпресскон – ежегодный выездной семинар писателей-фантастов (и не только фантастов).

Что вас ждет на семинаре

  1. Серьезные материалы от основ до тонкостей мастерства – в легкой доступной форме (под шашлычок без коньячка).
  2. Известные писатели, имеющие многолетний опыт преподавания литературного мастерства.
  3. Индивидуальный подход, направленный на ваше творческое развитие.
  4. Долгая и трудная, но увлекательная совместная работа.
  5. Возможность безнаказанно учиться на чужих ошибках.
  6. Круглосуточное общение с коллегами и единомышленниками в теплой непринужденной обстановке.
  7. Дружеские советы по общению с издателями от опытных, хорошо продающихся товарищей.
  8. Определение своей целевой аудитории, рекомендации по позиционированию и продвижению электронных книг на крупнейших литпорталах.
  9. Шанс разрешить главное противоречие между тем, как хорошо писать и как хорошо продаваться.

Что вас не ждет семинаре

  1. Мы не сделаем из вас ни топового автора, ни крутого маркетолога, но вы станете писать лучше.
  2. Мы не научим вас гнать «проду для народа» и писать «бестселлер за две недели».
  3. У нас на семинаре вы не встретитесь с конкурентами – только с друзьями и коллегами.

Что вас ждет перед семинаром?

  1. Долгая и трудная работа по прочтению и анализу текстов других участников.
  2. Подготовка собственного произведения к разбору другими участниками.
  3. Чтение рекомендованных книг и статей.
  4. Долгая и трудная дорога на семинар (возможно, на собаках).

Что дает семинар

  1. Желание писать и работать над написанным на год вперед. Вдохновение.
  2. Новых друзей, готовых делиться опытом, знаниями, помогать советом и поддерживать ваши литературные начинания. Большинство побывавших на Малеевке тесно общаются друг с другом круглый год.
  3. Рекомендацию к бумажной публикации от ведущих семинара (для лучших произведений, разобранных на семинаре).

 

Малеевка-ИПК – трезвое мероприятие, на семинаре не принято много пить (хотя это и не запрещается), к этому не располагает напряженный график работы. Однако в программу включен заключительный банкет, а в день приезда традиционно мы отмечаем встречу и знакомство с новыми участниками.

 

Малеевка-ИПК – некоммерческое мероприятие. И организаторы, и ведущие не ставят перед собой цель заработать на участниках семинара. Стоимость участия в семинаре включает в себя проживание и питание самих участников, питание, проживание и дорогу ведущих, символическую плату ведущим за разбор произведений, незначительные орграсходы и заключительный банкет.

Как появилась Малеевка-ИПК

В 1982 году в подмосковном Доме творчества «Малеевка» прошел первый Всесоюзный семинар молодых писателей, работающих в жанрах фантастики и приключений. По месту проведения семинара направление в советской научно-фантастической литературе 80-х годов стало называться малеевским, хотя впоследствии аналогичные семинары проводились совершенно в других местах.

В 2012 году Александром Олексенко совместно с Александром Сидоровичем и другими организаторами конвента Интрепресскон было решено возродить традиции легендарной Малеевки и организовать аналогичный семинар под патронажем Интерпресскона. И главное в традиции – искреннее и высокопрофессиональное общение между писателями.

В 2023 году умерла Светлана Тулина, которая была организатором семинара с 2018 года. Участниками было решено присвоить семинару ее имя. 

Организация работы семинара

Все участники, приславшие тексты на разбор, делятся на равные группы, внутри которых проводится обсуждение присланных текстов. Если текстов прислано более 8, формируется две группы, если более 14 — три группы. 

 

Каждый участник выбирает, у кого из ведущих он хочет разбирать свой текст. В 2024-м году ведущими будут: 

 

  1. Дмитрий Вересов и Мария Семенова (совместный разбор). 
  2. Ольга Голотвина
  3. Екатерина Матюшкина и Жозе Дале (совместный разбор).
  4. Александр Мазин (разбирает только т.н. стартовые тексты, написанные к семинару по его требованиям). 

По Программе семинара группа идет к тому ведущему, за которым закреплен обсуждаемый текст. Таким образом, все участники обязательно побывают на разборах у каждого ведущего. Чтобы понять, как это происходит, см. программу семинара

Требования к текстам

1. Язык семинара — русский.

 

2. К рассмотрению принимаются сюжетно законченные произведения  и части фантастических произведений, написанные в любом фантастическом поджанре, стиле, направлении, соответствующие приведенным требованиям.

На разбор Дмитрия Вересова и Марии Семеновой также принимаются сценарии фантастических фильмов и (new!) концепты сценариев или крупных литературных произведений (требования к концептам см. ниже).

Предпочтительны тексты, ранее не публиковавшиеся коммерческими тиражами. 

 

3. Объем текстов от 1.5 до 15 авторских листов, возможна подборка рассказов (не более трех). Если Ваш текст превышает указанные объемы или сюжетно незакончен, принять его на семинар можно по личной договоренности с ведущим группы.

4. На разбор Александра Мазина принимаются рассказы или эпизоды из произведений (далее — стартовые тексты) объемом от 7 до 15 тыс. знаков, написанные непосредственно для семинара по требованиям ведущего (требования к стартовым текстам см. ниже). Выдвижение на разбор стартового текста не мешает участнику подать на разбор другое произведение для любого другого ведущего. 

 

5. К произведениям, объемом свыше 2 а.л. (80 тыс. знаков) рекомендуется приложить т.н. событийный план (развернутое описание сюжета, см. ниже), необходимый другим участникам и ведущим для углубленного разбора произведения. Чем более качественным и подробным будет событийный план, тем более качественным и подробным будет разбор вашего текста. Событийный план можно заменить синопсисом произведения. 

 

6. Тексты следует присылать в формате MS Word 2003 (*.doc), Rich Text (*.rtf) или в текстовом формате (*.txt). Убедительная просьба не присылать формата *.docx!

Порядок и сроки подачи заявок

1. Заявки и тексты принимаются здесь: 

 

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

 

Если с формой заявки что-то не получилось, можно отправить ее на адрес maleevka@interpresscon.ru или в ЛС ВК-сообщества «Малеевка-Интерпресскон». В письме-заявке нужно указать:
 
ФИО автора;
название произведения (произведений);
объем произведения, а.л. и/или тыс. знаков с пробелами;
контактный электронный адрес, если он не совпадает с тем, с которого пришло письмо;
имя мастера, которому текст предлагается на рассмотрение;
вариант проживания и питания (см. ниже). 

 

 

Например:
Иванов Иван Иванович.
«Небо выше звезд».
456 тыс. знаков (или 11.4 а.л.)
adress@adress.ru
Мастера  К.Матюшкина и Ж. Дале
Двух-трехместный номер с питанием без завтрака.

 

 

2. К заявке желательно приложить мини-интервью с автором, скачав и заполнив шаблон:  Интервью_с_автором.doc. Это интервью будет разослано ведущим, участникам и вольнослушателям семинара.

 

3. Если ваше произведение еще не готово, но вы твердо решили приехать с ним на семинар, разрешается подать заявку без текста, а текст прислать немного позже. Чем раньше вы пришлете заявку, тем лучше будет организован семинар!  

Внимание! Если вы отправляете заявку без текста, в ней обязательно надо указать название и приблизительный объем произведения! Это необходимо для своевременного формирования групп. 

 

4. Срок подачи заявок на семинар «Малеевка-Интерпресскон» заканчивается 15 ноября 2023 года. Последний срок подачи на семинар произведений — 31 декабря 2023 года, однако чем раньше вы пришлете текст, тем более внимательно он будет прочтен другими участниками. 

 

5. Если произведение, присланное до 31 декабря включительно, отклоняется по техническим причинам (ввиду превышения объема, отсутствия контактного адреса и т.п.), координатор уведомляет автора об отказе с объяснением причин. Автору дается два дня на устранение технических несообразностей.

 

6. Авторы, чьи произведения успешно пройдут отбор на семинар, будут извещены об этом по мере формирования групп.

 

7. В виду большого количества отказов от участия в семинаре незадолго до его начала, разбор произведений начинается только после внесения потенциальным участником предоплаты (в размере не менее 1000 рублей). Предоплата не возвращается в случае отказа от участия в семинаре, а передается ведущему группы, который разобрал произведение отказавшегося участника.

 

8. Списки участников семинара «Малеевка-Интерпресскон» будут публиковаться в группе ВКонтакте и на этом сайте по мере формирования групп. Окончательные списки будут объявлены не позднее 5 января 2024 года.

Участие в семинаре вольнослушателем

Если у вас нет подходящих произведений или вы не готовы их обсуждать, вы можете принять участие как вольнослушатель, без предоставления текстов. Для вольнослушателей желательно ознакомление с текстом, на разборе которого он хочет присутствовать.

Срок подачи заявок от вольнослушателей — до 20 января 2024 года. 

Прочие требования и организационные положения

Если количество авторов, подавших заявки к тому или иному ведущему, превысит количество вакантных мест, или мастер сочтет, что Ваше произведение больше подходит другому ведущему, координатор может предложить автору разобрать текст у другого ведущего.

 

В традициях Малеевки, участникам в обязательном порядке нужно прочесть произведения всех авторов своей группы  и провести их анализ. Для этого можно (рекомендуется новичкам) воспользоваться шаблоном (скачать и заполнить): План_разбора.doc. На основании проведенного анализа участник готовит свое выступление по данному произведению на семинаре. Заполненный шаблон можно отправить на адрес maleevka@interpresscon.ru или в ЛС ВК-сообщества «Малеевка-Интерпресскон», после разбора файл будет передан автору произведения. 

 

Рекомендуем провести по данному шаблону анализ своего произведения. Анализ собственного произведения по желанию участника может быть представлен ведущему до разбора и/или группе после разбора на семинаре. 

 

Участники, приславшие на разбор только стартовые тексты, в обязательном порядке читают только стартовые тексты своей группы, остальные произведения они читают и анализируют по желанию. 

 

Вольнослушатели читают и проводят анализ произведений по желанию.

 

Тексты будут выкладываться на странице Группы и Тексты по мере поступления предоплаты от участников. Чтение и анализ произведений других авторов из группы можно начинать до утверждения окончательных списков участников в случае, если координаторы уверены в том, что эти произведения точно будут разбираться на семинаре.

Сроки, место, стоимость участия

Сроки проведения: с 3 по 10 февраля 2024 года (8 дней, считая дни заезда и отъезда, 7 суток, с субботы по субботу). Первый день включает ужин, последний – завтрак и обед.

Место: база отдыха «Журавушка» (Приозерский район, пос. Орехово) под Санкт-Петербургом.

Очень красивое и уютное место, коттеджи, окна выходят на заснеженный лес, путь в столовую — прогулка по дорожке между сосен:

База отдыха «Журавушка»

 

Журавушка

 

Еще фото…

 

Журавушка. Холл и кукхня
Холл и кукхня

Проживание: в двухместных и трехместных номерах с удобствами, трехразовое питание. Можно заказать двухместный номер на одного или выбрать коттедж Глэмпинг за дополнительную плату. 

Номера уютные, удобства — на блок из двух-трех комнат.  Питание не самое шикарное, но вкусное и полезное. Отношение к проживающим внимательное и доброжелательное.

 

База отдыха «Журавушка»
База отдыха «Журавушка». Трехместный номер
Двухместный номер
Двухместный номер
База отдыха «Журавушка»
База отдыха «Журавушка». Холл и кухня
Коттедж Глэмпинг
Коттедж Глэмпинг
Коттедж Глэмпинг
Коттедж Глэмпинг
База отдыха «Журавушка»
База отдыха «Журавушка». Столовая

Еще фото…

Стоимость

для участника семинара без стартового текста:

двух-трехместный номер — 24 000 рублей;

один в двухместном номере — 31 000 рублей;

проживание в глэмпинге* — от 26 750 до 36 500 рублей.

 

Если участник присылает на разбор не только самостоятельное произведение (произведения), но и стартовый текст, цена увеличивается на 1000 рублей. 

 

для участника семинара, приславшего на разбор только стартовый текст:

двух-трехместный номер — 22 000 рублей;

один в двухместном номере — 29 000 рублей;

проживание в глемпинге* — от 24 750 до 34 500 рублей.

 

для вольнослушателя на весь срок проведения семинара

двух-трехместный номер — 21 000 рублей;

один в двухместном номере — 28 000 рублей;

проживание в глемпинге* — от 23 750 до 33 500 рублей.

на одни сутки с питанием и проживанием – 3000 рублей.

 

Внимание! И вольнослушателям, и участникам предоставляется скидка в 1000 рублей в случае перевода денег до 1 января 2024 года.

 

Для тех, кто хочет сэкономить, возможен вариант проживания на базе без питания (не рекомендуется участникам). Стоимость уменьшается на 7000 рублей. 

Для тех, кто любит поспать, возможен вариант без завтрака. Стоимость уменьшается на 1890 рублей. 

Участники и слушатели, не оплатившие питание, могут готовить себе еду на кухнях коттеджей, но в пределах времени, отводимого на завтрак, обед и ужин (по часу) или вечером, не мешая остальным участникам и проведению мероприятий семинара. 

 

*проживание в Глэмпинге предполагает, что выкупается весь коттедж, нельзя заказать в Глэмпинге одно место. В нем два двухспальных места: кровать в спальне и диван в гостиной. Подходит для семейной пары с детьми, двух семейных пар, одна из которых согласна ночевать в проходной комнате, двух человек, один из которых ночует в проходной комнате. План коттеджа и фотографии можно посмотреть на сайте базы «Журавушка». О вариантах проживания в Глэмпинге лучше договариваться с организаторами в индивидуальном порядке. 

 

Внимание! Осенью база отдыха «Журавушка» может поднять цены на питание и проживание. В этом случае цены на участие в семинаре возрастут пропорционально подъему цен базы. Следите за объявлениями! 

Ведущие семинара «Малеевка-Интерпресскон 2024»

Дмитрий Вересов

Д.А. Вересов
Д.А. Вересов

Дмитрий Александрович Вересов — писатель, переводчик, сценарист, человек разнообразных литературных дарований. Родился в 1953 году, закончил ЛГУ, преподавал в Санкт-Петербургском государственном университете. Кандидат филологических наук. Переводил произведения Эдгара По, Дэшила Хэммета, Гарри Тертлдава, Эллери Куина и других англо-американских писателей. Широкому читателю известен прежде всего благодаря семейной саге «Черный ворон», которая легла в основу одноименного телесериала.
Со времени своего дебюта Дмитрий Вересов написал множество произведений, среди которых трилогия «Семейный альбом», роман о Ф. М. Достоевском «Третья тетрадь», мистические романы «Ленинградская сага» и «Возвращение в Москву». Участвовал в создании сценариев телесериала «Черный ворон», полнометражных фильмов «К вам пришел ангел» и «Второе восстание Спартака». С 2011 года ведет творческую мастерскую в рамках курсов «Литератор», созданных Союзом писателей Санкт-Петербурга, Центром современной литературы и книги и Государственным институтом повышения квалификации. Пять лет возглавляет семинар им. Братьев Стругацких в Союзе писателей Санкт-Петербурга.

 

Ольга Голотвина

 

Ольга Владимировна Голотвина закончила Московский полиграфический институт (ныне Московский университет печати) по специальности «редактор». Автор многочисленных книг в жанре приключенческой фентези и фентези-детектива, а также интерактивных книг-игр в серии «Книга-игра. Путь героя».
Ее романы «Представление для богов», «Привычное проклятье» и «Крылья распахнуть!» были номинированы на звание лучшего романа года соответственно в 2002, 2009 и 2017 годах по версии «Мира фантастики».
Ольга Голотвина – человек активный и любознательный, за свою жизнь перепробовала много разных профессий и увлечений, в последние годы полностью посвятила себя литературной деятельности. Проживает в Подмосковье и по мере сил пытается воспитывать двух кошек.
Википедия об Ольге Голотвиной

Александр Мазин

Александр Владимирович МазинАлександр Владимирович Мазин родился в 1959 году в украинском городе г. Запорожье. В Санкт-Петербурге живет постоянно с 1976 года. Закончил Ленинградкий технологический институт им. Ленсовета.
Профессионально занимается литературой с 1987 года.
Писал стихи, тексты песен, сценарии, либретто и т.п. для эстрады, кино и театра. Выступал с авторской программой. В советское время стал лауреатом всесоюзного конкурса и создал поэтическую студию.
В 1993 написал первую книгу, фэнтэзи «Потрясатель тверди» и с тех пор проза стала для него главным видом творчества.
История, фантастика, мистический триллер, боевик, детективы, детская литература — вот жанры, в которых работает автор. Но настоящую славу ему принес начатый в 1999 году проект «Историческая авантюра» (позднее переименован в «Историческую фантастику»), создавший новое направление в отечественной литературе.
С 2004 по 2015 г.г. писатель сотрудничал с издательством АСТ, заведуя литературной редакцией в Санкт-петербургском филиале издательства Астрель- СПБ.
Позже начал издаваться в издательстве «ЭКСМО». С прошлого года также публикуется в издательстве «Феникс».
Член Союза писателей Санкт-Петербурга и Союза российских писателей.
Соучредитель литературных писательских курсов «Мастер текста». Ведущий семинара «Игры разума» при СП СПб.
Автор более 50 книг, изданных общим тиражом превышающим 3 000 000 экз.

 

Википедия об Александре Мазине

Катя Матюшкина 

Екатерина Александровна Матюшкина
Е. А. Матюшкина

Екатерина Александровна Матюшкина — детская писательница, художник, сценарист, автор серии сказочных детективов, автор стихотворений для детей, лектор. Член правления Союза детских и юношеских писателей. Член союза писателей Санкт-Петербурга.

 

Катя — один из самых продаваемых авторов детских книг в России: серии «Кот да Винчи», «Влипсики» и другие постоянно переиздаются, а также переводятся и продаются в странах СНГ, Европе и Китае. По ним  поставлены многочисленные спектакли, радиопостановки, записаны аудиокниги, выпускаются игры, раскраски, календари, энциклопедии и т.д.

 

Вот что пишут о ее творчестве на сайте одного из крупнейших издательств в России — АСТ: «Сегодня Катя Матюшкина является одним и наиболее успешных и известных современных детских писателей. Её зачитываются до дыр и книги не залеживаются в магазинах и на полках в библиотеках. Многие школы рекомендуют книги Матюшкиной детям на летнее чтение. Творчество Кати обожают дети, и ему доверяют родители. Её книги наполнены искрометным юмором, понятным всем. Отличительная черта книг — это закрученный захватывающий сюжет, юмор, легкость восприятия плюс яркие иллюстрации, выполненные автором».

 

Катя читает лекции по писательскому мастерству, пишет статьи по литературе, является  постоянным членом жюри на кинофестивале „Зеленый взгляд“, сотрудничает с телестудией „Жираф“, принимает участие в книжных ярмарках и литературных форумах.

Википедия о Екатерине Матюшкиной

Жозе Дале 

Жозе Дале — прозаик, поэт, публицист, сценарист, блогер, автор песен для детей. Сценарный редактор киностудии Ева, преподаватель и редактор на курсах Кати Матюшкиной, бренд менеджер администрации Главы города Красноярска.
Под почти бразильским псевдонимом скрывается первоклассный автор. И латиноамериканские ассоциации здесь отнюдь не лишние — Жозе, на свой, русско-сибирский лад, перерабатывает и продолжает традиции «магического реализма» от Маркеса, Кортасара, Льосы до Лауры Эскивель. В ее до мельчайших деталей достоверном мире «русс-реал» с его тяжким мрачком вкрапления «нездешнего» смотрятся и воспринимаются абсолютно органично — веришь безоговорочно. 
Жозе — эксперт по разбору литературных произведений: структуры, арок персонажей, психологической мотивации героев. И по разбору мотивации читателя: будет ли это произведение интересно целевой аудитории?
В свободное время она любит разговаривать с кошками и часто записывает услышанное — с присущими ей талантом, нетривиальным юмором и любовью. 

Мария Семёнова

М. В. Семёнова
М. В. Семёнова

Мария Васильевна Семёнова (род. 1 ноября 1958, Ленинград) — русская писательница, литературный переводчик. Родилась в семье учёных. В 1976 г. после окончания школы решила пойти по стопам отца, доктора технических наук, и поступила в ЛИАП, который и окончила в 1982 г. с дипломом инженера-электрика по специальности «ЭВМ».
Наиболее известна как автор серии книг «Волкодав». Автор многих, в том числе исторических произведений, в частности исторической энциклопедии «Мы — славяне!]. Одна из основателей поджанра фантастической литературы «славянского фэнтези».
Среди многочисленных интересов писателя и история Руси, и восточные единоборства, и конный спорт, и походы под парусом, и собаководство.
В одном из интервью Мария Семёнова немного рассказала о своих литературных предпочтениях: «Мне всегда нравилась история, нравилось читать исторические произведения — чтобы там обязательно были приключения, исторический антураж и желательно, чтобы всё хорошо кончалось».
О жанре «славянское фэнтези»: «Не знаю, понимает ли, но воспринимать фэнтэзи с лешими и домовыми для русского человека определённо приятнее, чем с гоблинами и эльфами западного средневековья. Славянское фэнтэзи только начинается, но уже популярно. Пусть даже у авторов не всегда всё получается. …Появится традиция — неточности станут исчезать. …Но все мы растём, все совершенствуемся. Свой жанр Мария Семёнова определила так: «Жанр моих книг — мечта. Мечта об идеале. Разве может быть скучно мечтать?»
Мария Васильевна – лауреат множества литературных премий: премия «Аэлита», Беляевская премия, премия Роскона, премия «Литературной газеты» «За верность Слову и Отечеству» и другие.

Википедия о Марии Семёновой

Требования к концептам произведения (сценария)

Расширенный концепт произведения (сценария) – это первый шаг к построению подробного поэпизодника. Для чего он нужен? Чтобы выстроить историю, проверить структуру, соответствие актов, расстановку поворотов, усиление динамики, наличие кульминации и пр.
Концепт – это макет (поэпизодник – развернутый и более подробный макет). В нем все в уменьшенном размере. Изучая макет, легче оценить масштаб целого, увидеть общий контур, соотнести его с отдельными частями, при необходимости поменять из местами или что-то добавить-вырезать.
Концепт – это цепочка событий, которые развернутся в книге (фильме). Но событие – это не просто какое-то действие героя, оно обязательно ведет к сюжетному повороту, его следствием становится другое событие.

 

На семинар принимаются концепты произведений объемом от 0.5 до 1,5 авторского листа (20-60 тысяч знаков с пробелами).

 

Концепт должен включать:
время действия произведения;
место действия;
описание мира, в котором разворачивается действие;
кратное описание героев произведения, главных и второстепенных;
другую информацию, необходимую для понимания описанных даже событий;
собственно концепт – цепочка событий и сюжетных поворотов произведения.

 

Обсуждение концептов, кроме анализа структуры будущего произведения, выявления его достоинств и недостатков, включает в себя этап мозгового штурма, во время которого участники семинара предлагают переработку концепта с целью его улучшения.

Рекомендации по составлению событийного плана

Прочитав объемное произведение однажды, довольно трудно ориентироваться в нем с целью анализа – пролистывать большие объемы текста в поисках ключевых моментов, последовательности событий, имен персонажей и прочего. Чтобы облегчить другим участникам и ведущим процесс анализа произведения, стоит представить им событийный план, листая который, им будет нетрудно представить текст целиком и освежить в памяти его детали. Чем более качественным и подробным будет событийный план, тем более качественным и подробным будет разбор вашего текста, тем меньше времени на обсуждении будет потрачено напрасно – и тем больше времени пойдет на важную часть разбора.

 

Событийный план может включать:

  1. Автор, название произведения, объем (а.л. и/или тыс. знаков с пробелами).
  2. Жанр и поджанры.
  3. Целевая аудитория, на которую рассчитано произведение.
  4. Основная идея произведения, его духовный посыл.
  5. Время и место действия.
  6. Общее описание мира и/или фантастического допущения (коротко).
  7. Герои произведения (коротко, включая и значимых второстепенных героев). Если в тексте герои имеют несколько имен, их надо указать здесь.
  8. Перечень событий в произведении.

Под событием в данном случае подразумевается изменение внешней ситуации и/или внутренней мотивации героя. Для произведения объемом около 10 а.л. нормальное число событий – 40-50.

Излагать перечень событий следует в соответствии с сюжетом, а не фабулой, с пометкой флешбэков и других указаний на время происходящих событий.

Не нужно описывать события подробно – это план для тех, кто уже прочитал произведение, им достаточно напомнить о том, что произошло. По той же причине не надо стараться сохранить интригу в тайне до самого конца – тот, кто использует событийный план, уже знает, чем произведение закончилось.

 

Пример событийного плана

Требования к стартовым текстам от Александра Мазина

Для работы потребуется текст объемом от 7000 до 15000 зн. (статистика «word» с пробелами). Текст должен быть свежим. То есть написанным специально для разбора на семинаре. Это может быть законченный рассказ или начало будущего романа, но в любом случае – сюжетно завершенный эпизод. В случае продолжения желателен намек на дальнейшее развитие (крючок для читателя).

Требования к тексту, которые нужно выполнить настолько, насколько удастся. Последнее важно. Я не ожидаю безупречных текстов (хотя буду им искренне рад), но прошу отнестись к требованиям с максимальным уважением и старанием. От этого зависит результативность нашей будущей работы.

 

Первая фраза. Первая фраза текста должна быть крючком-триггером для читателя. Причем нести конкретику, а не общую информацию. И обладать потенциалом для немедленного развития. «Вася был потомственным вампиром (алкоголиком, бабником, олигархом)…» — не годится. «Как потомственный вампир Вася впервые увидел солнце» — тоже. Хотя вполне подходит для названия главы. «Кровь потомственного вампира трехсотлетней выдержки», — оценил Вася, изучая шапку пены над бокалом. – Владивосток? Нет, Хабаровск. Гнездо Бархатного Суя, четвертый помет. Хотите, чтобы я его высушил?

Начало текста. Начало текста должно быть действием, представляющим и раскрывающим героя. И именно через действие, а не через экспозицию. У действия этого должна быть мотивация (или явный намек на нее) и инициация последующего события. Под действием подразумевается не только силовой конфликт, но и конфликт психологический (сочетание приветствуется).

Структура текста. В нем непременно должен быть финал. То есть кульминация, сочетающая главный сюжетный поворот и необратимое изменение героя. Кульминационная часть текста должна быть динамичной, запоминающейся и непременно в «режиме он-лайн», а не в пересказе автора или кого-то из персонажей. Четкая картинка, четкое понимание каждого действия и его мотивации, обнажение личностных качеств героя или его «главной тайны».

Персонаж. Представленный в начале текста персонаж (напомню – через действие, а не в описании-экспозиции) должен сразу и бесповоротно заинтересовать не только автора, но и читателя. Как минимум то читательское пятно, на которое ориентирован текст. Обязателен внутренний конфликт, порождающий конфликты внешние, потенциал для развития и гармоничный набор достоинств и недостатков, делающий персонаж привлекательным. А также пропорциональное сочетание типичности и индивидуальности, облегчающее «опознание» персонажа и заинтересованность читателя в его дальнейшей судьбе.

Диалоги. В каждом диалоге, в любой реплике должно быть понятно, кто говорит и где это происходит. Без «картинки» диалог теряется. Диалог должен быть осмысленным и результативным. Может быть выстроен, как «диалог» фехтовальный, например.

Персонификация автора. Текст желательно писать от «третьего лица», но если не получается, то «первое лицо» и должно быть главным.

Жанр. Текст может быть написан в любом из жанров фантастики, мистики, истории или триллера. Главное требование: автор должен знать коды и правила жанра и свободно ими владеть.

Язык: язык текста должен соответствовать выбранному жанру.

Орфография и стилистика. Отступления от правил русского языка допускаются только в том случае, если автор уверенно владеет языком, делает это сознательно и не злоупотребляет. Страдающим дислексией рекомендую прибегнуть к помощи редактора (можно – программного). Избыток орфографических ошибок, невычитанный текст – неуважение к тексту и читателям. Ко мне в том числе.

 

Напомню еще раз: следование вышеперечисленному позволит мне не только определить наличие (отсутствие) у автора текста литературных способностей, но оценить потенциал, увидеть сильные и слабые стороны и заложить фундамент той индивидуальной работы, которой мы и займемся на семинаре.